Депрессия. Испытание унынием. Печать

Депрессия. Испытание унынием.

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами "психическим насморком", распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. Другие исследования оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо выше - более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. Согласно результатам научных исследований, опубликованным в "Журнале клинической психиатрии", ежегодные расходы, связанные с заболеваемостью американцев депрессией, в 1990г. составили 43,7 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности. Эти данные показывают, что из всех хронических заболеваний клиническая депрессия в наибольшей степени выводит людей из строя. Несмотря на распространенность и деструктивность этого заболевания, точный механизм или механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Многие годы ученые считали, что депрессия связана с недостатком нейромедиаторов - либо вещества норэпинефрина, либо серотонина - в важнейших синапсах центральной нервной системы. Однако ключевая биохимическая причина депрессии пока остается неизвестной.

В противоположность биохимической версии возникновения депрессии, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что депрессия - это невыраженная и неосознанная ярость, реакция на состояние беспомощности или зависимости от других или на утрату возлюбленного(ой). Наиболее ранний гнев у ребенка мог быть вызван чувством "покинутости" матерью, когда у нее появляется другой ребенок. Поскольку ребенок не мог позволить себе гневаться на свою мать и идти на противостояние, полагал Фрейд, он обращал свой гнев против себя. Таким образом, невыраженный гнев сдерживался или направлялся внутрь себя. Депрессия по Фрейду - обращенный внутрь гнев. Каждый раз, когда индивид чувствует свое одиночество, его охватывает депрессия.

В некоторых случаях депрессию вызывают многие лекарственные препараты. К ним относятся, в частности, гормональные контрацептивы и анаболические стероиды. Один исследователь описывал два одинаковых случая: у женщин, никогда не страдавших психическими заболеваниями, через один-два месяца после введения норпланта (контрацептив длительного действия, который вживляется под кожу) возникала глубокая депрессия.

Прекращение приема таких стимулирующих наркотиков, как кокаин и амфетамин, также может вызвать симптомы депрессии, например, тоску, бессонницу и апатию.

Несмотря на то, что депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием "меланхолия", видя его причину в наполнении мозга "черной желчью". В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона - Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?

Ни в одном из имеющихся в настоящее время научных трудов по психиатрии или психологии депрессия не получила столь точного и исчерпывающего описания, как в творениях святых отцов, где задолго до становления и развития светских наук о душевных расстройствах эти состояния были определены как греховные страсти уныния и печали. Тягчайшим из духов злобы называет дух уныния св. Иоанн Лествичник.

Поговорим о различии вариантов мужской и женской депрессии. У женщин депрессивные состояния чаще сопряжены с недовольством своей внешностью (дисморфофобия), желанием похудеть, исправить какие-то недостатки лица, фигуры. Толчком к развитию депрессии может послужить долгая травмирующая ситуация в семейной жизни (муж пьет, бьет жену) или невозможность создать семью, неудачи на работе, материальные проблемы, то есть, вполне реальные житейские причины. Депрессия у женщин может быть связана с гормональной перестройкой организма при беременности, после родов, при наступлении климакса. С мужчинами все гораздо сложнее. С большей легкостью атакуя Еву, которая порой не распознает вражеского нападения, видя причину внезапного приступа плохого настроения в "критических днях" или неудачной диете, для Адама враг рода человеческого подготовил артиллерию потяжелее.

Депрессия у мужчин часто сопряжена с алкоголизмом и может скрываться за его маской, выдавая причину за следствие. Представители сильного пола реже, чем женщины, признаются сами себе, что им требуется помощь специалиста. Если для женщин в период депрессии характерна слезливость, склонность к жалобам, желание обрести поддержку в лице священника, врача, родственников, друзей, то мужчины предпочитают страдать молча, из страха продемонстрировать кому-либо свою слабость. Мы знаем из церковного предания, что любая болезнь посылается нам как жизненный крест, как духовное упражнение. От депрессии нельзя убежать. С ней необходимо бороться, как и с любой другой страстью, уповая на помощь Божию.

Бывает, что депрессией ошибочно называют состояние острого горя, например, при утрате близкого человека, тяжелой болезни, катастрофе. Главное отличие депрессии от состояния здоровой печали - это отсутствие надежды. Здоровый человек говорит себе: "Сейчас мне плохо, но это только сейчас. Со временем все изменится". По прошествии некоторого промежутка времени он уже не вспоминает травмирующее событие с точностью до мелких деталей - срабатывает спасительное свойство человеческой памяти забывать то, что ранит. При истинной депрессии бывает иначе. "Мне плохо и так будет всегда. Нет надежды. Нет выхода", - так звучит демонское нашептывание, которое больные депрессией принимают за свои мысли. Нетрудно догадаться, что цель этих внушений - привести человека к страшному и необратимому греху самоубийства. Причем этот ужасный акт не обязательно должен быть осуществлен через пресловутые веревку и мыло или прыжок с подоконника тринадцатого этажа. Постоянное истязание себя мрачными мыслями, если не искать выхода, может привести к постепенному ослабеванию и угасанию организма. Множество самых неожиданных болезней не заставят долго себя ждать, проявляясь на изможденном страждущей душой теле. Не минуют жертву депрессии и пагубные пристрастия вплоть до самых страшных вариантов наркозависимости. "Умерла от тоски", - разве не привычная для нас фраза, знакомая по любовным романам. Вдумайтесь в ее подлинный смысл.

К счастью, депрессия излечима. Об этом говорят данные психиатрической литературы. Но даже эти оптимистичные данные не говорят о той милости, которая открывается страждущей душе Врачом душ и телес, если больной проявляет твердую веру и непреложное мужество в борьбе с недугом. Врачи и лекарства - только помощники, через которых может быть дано исцеление. Дано тогда, когда ты будешь готов его принять.

Тем не менее, если вы замечаете у себя или кого-то из близких характерные симптомы депрессии, не следует пренебрегать медицинским обследованием.

Стоит обратить внимание на следующие признаки:

1. Подавленное состояние духа большую часть дня, почти ежедневно, иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам.

2. Заметно снизившийся интерес ко всему - апатия, или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.

3. Значительная потеря или, наоборот, прибавление веса без изменения диеты.

4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.

5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение - ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений или психических процессов, почти ежедневно наблюдаемые другими людьми.

6. Почти хроническая усталость или потеря энергии.

7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее либо неуместное чувство вины.

8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.

9. Навязчивые мысли о смерти, или мысли о самоубийстве без особого плана, или попытка к самоубийству, или особый план его осуществления.

Если у вас отмечаются пять и более перечисленных признаков в течение времени не менее двух недель, в том числе обязательно наблюдаются первый и второй симптомы, это должно послужить поводом для обращения к врачу. Вряд ли оказываются правы те больные, которые полностью пренебрегают медицинской помощью и лекарствами. Быть может, они считают, что полностью уподобились отцам-пустынникам, надеясь на исцеление собственными молитвами?

Что же делать, если демон уныния избрал вас своей целью?

Во-первых, излишне напоминать православному христианину, что следует обратить внимание на свою духовную жизнь, привести ее в порядок под руководством духовника.

Во-вторых, не верьте своей депрессии, не становитесь ей послушны. Помните, что за этим состоянием скрывается мерзкий демон, чающий вас погубить и низвести на дно ада. Отвечайте на его нападки соответствующими молитвами, которые можно найти в любом молитвослове. Рационализируйте, оценивайте трезво все мысли, которые приходят к вам в голову. Я глупый, скверный, ни на что не гожусь? Нет, я чудное творение Божие. Все дурное во мне от моих грехов, но я пойду на исповедь, покаюсь и буду исправляться. С работы выгнали? Значит, неполезно мне было там работать. Я потерплю, помолюсь, и новая работа найдется. Жених бросил, нашел другую? Да ты посмотри на него - пьет, дерется, институт бросил, непонятно чем занимается. А заодно и на себя посмотри - не нужно ли в себе что изменить, если даже такой красавец тобой пренебрег. Вон дома пыль во всех углах. Исправишься - другого жениха Бог даст, хорошего, работящего. Помните - выход есть. По молитве он обязательно откроется.

В период депрессии не пренебрегайте общением с людьми. Даже если вам искренне хочется бежать в пустыню, остановитесь и заставьте себя силой вернуться в социум. Ведь на людях все наши грехи и страсти становятся очень хорошо видны, и с ними гораздо легче бороться. Хотя демон уныния будет внушать обратное. В такие периоды очень легко сходится со случайными попутчиками, например, в поезде, особенно, если они предложат вместе выпить. Мимолетное общение, легкость, никаких обязательств! Зато старым друзьям, которые могут принести тебе реальную пользу, зная твое душевное устроение досконально, очень трудно показаться на глаза. В период депрессии в голову приходят самые неожиданные, фантастические идеи, которые надо внимательно отслеживать и уничтожать как абсурдные. Стоит однажды принять такую мысль, и она обрастет сотней фактов и доказательств, якобы подтверждающих ее истинность: и с работы вас хотят выжить, и обманывают, и меньше всех платят, все вам завидуют, порчи и проклятия насылают, и друзья все не друзья, а так... Вспомните слова апостола: "Не всякому духу верьте". Демоны уныния - асы маскировки. Их главная задача - заставить вас думать, что причина вашего тяжелого настроения кроется в жизненных обстоятельствах, отношениях с окружающими, осени, темноте, холоде, полнолунии, только не в их лукавом нашептывании.

Святые отцы пишут, что «скорби для христианина сами по себе – великая милость Божья. Это – целебный бальзам против страстей, воюющих нашу душу; это — лучшее средство для очищения нашей души от тех нечистот, которые вносит в нее грех; это – отрадный крест, который как лестница, может возвести нас на небо; это легкое бремя Христово, которое может обратиться в крылья, возносящие нас в царствие небесное, и поэтому – скорби — залог любви Божьей к нам, ибо дают нам возможность самым делом идти за Господом со своим собственным крестом на раменах».

В «Основах социальной концепции Русской Православной  Церкви», принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе, сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей».

Исходя из этого, православие выделяет два типа депрессии:

1. Депрессию, как страсть.

2. Депрессию, как психическое заболевание, т.е. от естества.

1. Депрессия как страсть или невротическая депрессия

Это депрессия, которая возникает как наказание за грехи. В результате этого, грех оказывает разрушающее действие на душу человека, вызывая заболевание. В соответствии с учениями о страстях, депрессия возникает вследствие «поработивших душу страстей»: уныния и печали. Уныние и печаль принадлежат к восьми основным человеческим страстям и стоят, соответственно, на пятом и шестом местах. Все страсти вызывают бесы, которые находят прибежище в человеческой душе. При депрессии в душе поселяется бес уныния, о котором так много говорится в писаниях святых отцов.

Печаль – это тоска, потеря надежды, веры в милость Божью, малодушие. Серафим Саровский говорил: «Печаль – червь сердца». Причиной печали, по мнению святых отцов, является неудовлетворенность какой-либо страсти. Причиной печали часто бывают ссоры, нереализованные,  завышенные притязания к миру, к людям, несбывшиеся мечты. Крайним видом печали является отчаяние, когда человек вместо того, чтобы собрать все свои силы и бороться с надвигающимися трудностями, впадает в состояние безысходности и оцепенения. Иногда это состояние достигает такой степени, что появляется мысли о самоубийстве, которое христианство считает смертным грехом. Печаль может носить и духовный, то есть нестрастный характер, как сожаление о совершенных грехах. Такая печаль кротка, смиренна, терпелива. Многие святые были великими печальниками, но в то же время излучали внутреннюю радость, тепло, и этот духовный свет чувствовали те, кто сталкивался с ними. «Любящий мир (под миром здесь понимается страстные ощущения) много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел», — писал преподобный Нил Сирин. Таким образом, тот, кто обуздал свои страсти и желания освобождается и от печали. Но у нестрастной печали есть антипод – это страстная печаль или меланхолия. И, не смотря на внешнее подобие, эта печаль по своей сути совсем другая — жесткая и агрессивная. Бывает так, что эта печаль возникает внезапно, без видимых причин, по промыслу Божьему или как результат бесовских наваждений.

Уныние «Если возобладает нами дух уныния, то душе подлежит великий подвиг. Лют сей дух, жесток дух уныния, а в соединении с духом скорби, когда способствует, помогает сему последнему, он бывает лютее и тягостней. Когда воздвигаются на душу жесткие волны уныния, человек теряет надежду когда-нибудь видеть конец их, а враг при этом влагает убийственную мысль, что великое его страдание, в настоящее время, впоследствии еще больше увеличивается, что он оставлен от бога, что Бог о нем уже не печется. Что все это случилось без промысла Божия и что ему только одному приключилось это, а у других это никогда не было и не бывает», — пишет Ник Сирин. Святые отцы называли уныние скукой или тоской сердечной, слабостью души или ее изнеможением, а иногда всепоражающей смертью. Григорий Синаит называл уныние «жесткой» страстью. «Из всех восьми представителей злобы дух уныния есть тягчащий», — говорит св. Иоанн Лествичник. Действительно, для каждой страсти существует оружие, которое ее побеждает – определенная добродетель. Чревоугодие побеждается воздержанием, сребролюбие — нестяжанием, гордость — смирением и т.д. Только против уныния нет такой добродетели. Но зато, по мнению святых отцов, ни одна страсть не доставляет человеку столько венцов, как уныние. Борьба против этой страсти – есть величайший подвиг. Уныние, по мнения святых отцов, поселяется в душах тех, кто сильно привязался к всему земному, с головой погрузился в чувственные наслаждения и забыл о свой душе. По мнению церкви от невротической депрессии человек может избавиться, уповая на Бога, на его бесконечную милость. Главным оружием против депрессии является, конечно же, обуздание страстей, поскольку если не будет причины, порождающей депрессию, то само собой исчезнет и само заболевание. Вообще святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня. Поэтому именно через смирение человек может избавиться от депрессии.

Очень сильным средством против депрессии может стать молитва. По совету Иоанна Лествичника, при унынии нужно произносить молитву: «Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни меня во царствие твоем!». Молитву следует читать медленно в течение 5 или 10 минут, покуда не успокоится душа.

И конечно же, лучшим лекарством против уныния для христианина является исповедь, которая поможет снять с души тяжелый камень. Недаром в молитве, которую читает  перед исповедью священник, есть такие слова: «пришел еси во врачебницу (духовную), да не исцелен отыдеши», что означает «пришел в духовную больницу, да не уйдешь не исцеленным».

2. Депрессия, как психическое заболевание, т.е. от естества или эндогенная

Такая депрессия возникает в силу биологических изменений, происходящих в организме человека. Поэтому эта депрессия лечится естественными способами, которые существуют в арсенале любого врача-психиатра.  Показательной здесь является история, рассказанная одним из священников: "Мне вспоминается еще один случай. Был в Париже замечательный иконописец, еще не совсем зрелый, который вдруг заболел — он начал чувствовать запах серы. Его мать и сестра решили ему не перечить, в надежде, что он успокоится. Когда он говорил им, что он чувствует запах серы, они тянули носом и говорили, что это правда. По мере того, как это происходило, ему делалось все хуже. И тогда благочестивая семья обратилась к Церкви. Я помню, как этого молодого иконописца отчитывали, исповедовали, кропили святой водой, причащали, мазали маслом, а ему становилось все хуже. Я тогда был врачом, и ко мне обратились с вопросом: что делать. Я своим ответом очень рассердил их: — Бросьте все это. Он болен, а не одержим. Пошлите его в больницу, чтобы к нему применили электрический шок (в то время это было единственным, что умели делать в этой области). Я помню, с каким возмущением и семья, и духовенство ко мне обратились

— Как ты можешь? А вдруг это на самом деле одержимость, что ты об этом знаешь?

— Простите. Но я только одно знаю, хотя это вам может показаться циничным, что электрический ток, если это одержимость, никаким образам бесу не повредит. А если это просто болезнь, то наш друг выздоровеет.

И он выздоровел через год. Но за время этой болезни случилось нечто чрезвычайно интересное. Он вступил в болезнь незрелым иконописцем, а вышел — созревшим. Его иконы стали иные, зрелые, глубокие. И мы ставили перед собой вопрос: что же это такое? Каким образом это может быть? И уже позже я нашел ответ у св. Иоанна Кронштадтского: «Есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия, этой отлученности от окружающего мира и вступит в вечность зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку, и во что никакая человеческая сила не должна вмешиваться».

Как же избавиться от депрессии?

Самым действенным средством после исповеди в борьбе с этим недугом Святые Отцы считали ПСАЛТИРЬ!  Еще из Ветхого Завета мы с вами помним, как Давид отогнал от царя Саула «песньми духовными» духа уныния.  Очень хорошо болящему ежедневно с поклонами творить великопостную молитву Ефрема Сирина, в которой испрашивается: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». А так же нужна молитвенная помощь семьи страждущего и непрестанная, в течение всего годового круга богослужения, молитва Церкви.

Вот то самое доступное и самое действенное врачевство, которое можно предложить страждущим от сего недуга.

Пусть же милостивый Господь помогает нам в борьбе с этим и многими другими недугами, пусть укрепляет нас в несении нашего креста и всегда слышит наши молитвы о страждущих душах. Аминь!

 

 

 

viktoriya.jpg - 17.27 Kb

           Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.

          Добро пожаловать на мой сайт.  celitel.kiev.ua

26 лет ко мне приходят люди, каждый со своими проблемами. После сеансов получают: исцеление, самых сложных заболеваний, встречают вторую половину, выходят замуж, женятся, муж, жена возвращается в семью, находят роботу, налаживается бизнес, у бездетных рождаются дети, уходит страх испуг особенно у детей, бросают пить,курить снимается негативная энергетика (порча сглаз), очищается жилье, офисы, машины.
.Моя методика- искренняя молитва к Богу, Пресвятой Богородице, и ко всем святым, за тех, кто обращается ко мне за помощью. Магией гаданием ворожбой не занимаюсь. 

Звоните, пишите, я сделаю все возможное, чтобы быть для вас полезной. Принимаю лично, и оказываю помощь  дистанционно желающим с других городов. Нет таких проблем и заболеваний , от которых невозможно избавится. 
 У меня есть опыты работы по скайпу с эмигрантами, проживающими во Франции, США, Швеции, Греции, Германии, Турции, Израиле, России, Швейцарии, Кипра, Японии.

В мире  случайностей нет,  вы зашли на мой сайт, у вас проблемы , вам нужна помощь. Звоните .                                                                       

        http://rusich1.ru/_ph/15/2/334513040.gif                       


                Для получения консультации,   необходимо указать :


  • - имя 
  • город в котором живете .
  • дату рождения.
  • - обращались ли Вы к целителям.
  • - что вас интересует (проблемы: со здоровьем, личные, семейные, бизнес, порча, страхи и т.д)
  • - отправить фото по электронной почте,  и позвонить.